Нервные клетки восстанавливаются: правда или вымысел?

Делай ежедневную гимнастику.

Легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность

Для начала освой упражнение «Движение глазами». Оно мгновенно улучшает память и приводит голову в рабочее состояние. В течение 30 секунд одновременно двигай зрачками из стороны в сторону. Улучшится координация полушарий мозга, а зоны, отвечающие за память активизируются.

Теперь глубоко подыши через нос. Во время глубокого дыхания организм расслабляется, а к мозгу поступает больше кислорода.

Сядь прямо и закрой рот. Такая поза позволит сосредоточиться и мыслить более «здраво». Поэкспериментируй: сначала реши в уме какую-нибудь математическую задачу, сидя на стуле сутулясь и с открытым ртом, а затем — выпрямившись, с закрытым ртом. Ты быстро почувствуешь разницу.

Для того, чтобы к головному мозгу начала поступать кровь, достаточно регулярно делать небольшую зарядку. Ты можешь делать приседания или гулять в парке по 30 минут… Такая легкая нагрузка «разбудит» мозг и активизирует его деятельность.

Научные войны

Времена, когда богатые лорды жили за счет своих имений и занимались наукой на досуге, давно прошли. Теперь практически в любой стране, где ведутся научные исследования, на них действуют законы рынка. Современные ученые — такие же работники, как и обитатели офисов или операторы токарных станков. Они должны выдать определенный результат (научную статью, а лучше много, да в престижных журналах) за заданный промежуток времени (срок действия гранта). От прочих работников они отличаются лишь тем, что деньги — то есть гранты — за труд им дают еще до выполнения поставленных задач, авансом. Но чтобы этот аванс получить, нужно обосновать значимость своей работы для общества. А зачем обществу биологические исследования? Разве что для медицинских целей. Вот и пишут ученые в заявках на гранты: «Найдем предшественники нейронов в гиппокампе или еще где-то, и если найдем, то будем их вводить в мозги больных Альцгеймером или инсультом, у них появятся новые нервные клетки, работа мозга восстановится, и все заживут счастливо»…

 Светлана Ястребова

Что увеличивает скорость восстановления нейронов мозга?

Обучение 

Чем больше вы тренируете свой мозг, тем лучше нейрогенез

Поэтому так важно в любом возрасте не переставать учиться чему-то новому. Иностранный язык, игра на гитаре — развивайте любые навыки, какие вам хочется

Обучение новому — лучшая профилактика старения мозга

Правильное питание

Учёные полагают, что влияние диеты на настроение и здоровье объясняется ролью пищи в нейрогенезе. Скорость восстановления клеток мозга увеличивается при ограничении калорий на 20–30%. Разгрузочные дни и короткое голодание тоже положительно влияют на память.

Жирные кислоты Омега-3 увеличивают нейрогенез, и еще снижают депрессию. Они содержатся в жирной рыбе — например, в лососе. Можно принимать Омега-3 отдельно, в виде добавки.

Полезны продукты, содержащие флавоноиды: зелёный чай, какао, абрикосы, персики, земляника, черника, гранат. Кроме этого, можно добавить в рацион витамин Р — аскорутин, рутин.

Вкусные и полезные для мозга флавоноиды

Физическая активность

Да, ничего нового — чем больше вы двигаетесь, тем лучше работает голова. Бег, фитнес, танцы, секс — хороша любая деятельность, во время которой улучшается кровоснабжение мозга.

Хорошее настроение 

Важен позитивный взгляд на мир в целом. Даже если у вас депрессия — антидепрессанты помогают увеличить нейрогенез. Интересно, что каннабиоиды тоже помогают росту новых клеток.

Друзья и близкие

Чем крепче ваши социальные связи, тем проще бороться со стрессом, плохим настроение и любыми жизненными проблемами. А значит, у вас будет быстрее происходить регенерация нервных клеток.

Активнее нейроны гибнут у детей

Рассматривая, восстанавливаются или нет нервные клетки, стоит рассмотреть еще один факт. Нейроны постоянно появляются и гибнут. В детском возрасте процесс разрушения нервных клеток протекает гораздо быстрее. Мы рождаемся на свет с большим запасом нейронов. 70% из них погибает еще до рождения. Это нормально.

В детском возрасте способность к обучению максимальная. Именно поэтому мозг малыша имеет такой огромный резерв нервных клеток. В процессе обучения незадействованные нервные клетки отмирают, снижая нагрузку на организм. Именно такое многообразие открывает перед человеком возможность не только обучаться, но еще до рождения вырабатывать свою индивидуальность.

Функции погибших нейронов берут на себя оставшиеся клетки, образовавшие связи. При этом они увеличиваются в размерах, образуя новые связи. Один живой нейрон способен заменить 9 погибших клеток.

Постепенно у детей процесс гибели клеток замедляется, хотя и не останавливается. Если его не нагружать новой информацией, количество нейронов будет постепенно сокращаться. При этом количество связей с другими клетками будет увеличиваться. Это также вполне нормальный процесс.

Архитектура связей нервной системы оттачивается с годами. У пожилого человека, который пользуется полученным в ходе своей жизни опытом, нейронов меньше, чем у ребенка. Но при этом он может соображать быстрее. В ходе умственной деятельности пожилого человека информация передается быстро и точно именно благодаря правильно отточенной системе нейронных связей.

Чтобы система не деградировала, не разрушалась в старости, человек требует обучения. Он должен тренировать свой мозг. В противном случае начинается процесс свертывания активности. Начинается старение, которое завершается смертью.

Чем меньше интеллектуальная, физическая нагрузка, тем процесс деградации происходит быстрее.

Какие причины замедляют выработку новых нервных клеток

Цвет одежды меняет образ мыслей

Старайся каждый день одевать новые вещи. Ученые доказали, что в зависимости от одежды меняются не только ощущения человека, но и образ мыслей. Поменяй руку, которой обычно чистишь зубы — это заставит тебя встряхнуться. Откажись от стереотипов. Отвечай нестандартно на привычные вопросы, вроде «Как дела?

», «Ты уже покушала?». Попробуй «увидеть» свою квартиру с закрытыми глазами. Походи по комнатам, вспомни, где и как стоят разные предметы, какого они цвета, как они выглядят утром и вечером. С закрытыми глазами у тебя резко активизируются другие органы чувств. Пойди в магазин или на работу новой дорогой, пусть она будет длиннее прежней.

Хронический стресс

Спиртное

Недостаток сна

Важность нейрогенеза

По последним оценкам, ежедневно в гиппокампе производятся около 700 новых клеток головного мозга

На первый взгляд это количество не кажется большим, но создание каждого нового нейрона очень важно, особенно, для психологического состояния человека. Если происходит прекращение формирования новых клеток, начинает проявляться депрессия, психоз

Восстановление нейронов головного мозга актуально для обучения, памяти, интеллекта (изучение определенных мест, ориентация в пространстве, качество воспоминаний).

Недавние научные исследования показали, что улучшить производство новых клеток мозга можно самостоятельно, т.е. в домашних условиях. Какие виды деятельности оказывают положительное воздействие на формирование нейронов?

Производство нейронов увеличивает:

  • обучение;
  • секс;
  • тренировка когнитивных функций;
  • мнемотехники;
  • физическая активность (значительная помощь);
  • питание (регулярное питание, более длительные паузы между приемами пищи)
  • витамин Р (флавоноиды);
  • омега-3 (также хороший антидепрессант).

Производство нейронов уменьшает:

  • стресс;
  • депрессия;
  • отсутствие сна;
  • питание, богатое насыщенными жирами;
  • наркоз, применяемый по время операции;
  • алкоголь;
  • наркотики (особенно, Амфетамин);
  • курение;
  • возраст (с возрастом нейрогенез продолжается, но замедляется).

Нейроны могут погибать при ряде заболеваний:

  • эпилепсия – гибель клеток происходит во время приступа;
  • шейный остеохондроз – нейроны отмирают из-за нарушения кровообращения;
  • гидроцефалия;
  • энцефалопатия;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона – заболевание, характерное расстройством подвижности ног, рук, мозжечковыми признаками (из-за поражения миндалевидного тела);
  • болезнь Альцгеймера – заболевание, приводящее к деменции, расстройству речевых функций (из-за повреждения речевых рецепторов).

Нейроны могут временно перестать обновляться при приеме некоторых лекарств от рака. Поэтому после лечения онкологии фармацевтическими препаратами люди страдают от депрессии. После восстановление нейрогенеза депрессия исчезает.

Можно с уверенностью утверждать, что образование новых мозговых клеток у здоровых людей происходит естественным образом. Однако, ускорится или замедлится процесс, во многом зависит от самого человека.

Способы восстановления нервной системы

Помимо самостоятельного восстановления, необходимо включать некоторые процедуры, позволяющие запустить процессы сохранения и регенерации. Среди них выделяют:

Физические упражнения

Уровень физической активности тесно связан с процессами нейрогенеза. Частота сердечных сокращений и кровоток, изменяющиеся на фоне физических нагрузок, влияют процессы нейрогенеза. Достаточный уровень физической активности вызывает выщелачивание эндорфинов, что приводит к снижению уровня гормона стресса, а также повышению уровня тестостерона. Для того, чтобы предотвратить негативные воздействия на клеточные структуры, необходимо включить в образ жизни физические упражнения, позволяющих сохранить нервные клетки. Для пациента может быть достаточно регулярно ходить в быстром темпе, плавать или танцевать.

Тренировка умственных способностей

Для поддержания достаточного уровня функциональной активности клеток головного мозга требуется регулярно проводить тренировки памяти и интеллекта. Среди данных способов выделяют:

  • Попытки изучения иностранных языков. Обучение иностранному языку заставляет человека не только запоминать большое количество слов, увеличивая словарный запас, но и пытаться точно формулировать необходимые фразы.
  • Регулярные чтения. Чтение не только активирует мыслительные процессы, но также и приводит к стимуляции поиска различных связей, поддержанию воображения и повышению интереса к поиску новой информации.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах, прослушивания песен.
    Получение новой информации за счёт путешествий, получения новых интересов и увлечений.
  • Одним из ежедневных и эффективных способов сохранения и тренировки клеток нервной системы является письмо. За счёт ручного письма происходит не только развитие воображения, активация мозговых центров и координации двигательных мышц.

Электростимуляция

Данный не инвазивный метод построен на поддержании клеток нервной системы в определенных центрах. Ее механизм действия построен на проведении токов низкой частоты между электродами, которые закрепляют на различных участках головы пациента. В результате выполнения нескольких курсов данной немедикаментозной терапии происходит стимуляция мозговой активности, а также восстановление нейронов, за счёт избирательной активности защитных механизмов в клетках мозга. Отмечается также и рост уровня эндорфина с серотонином.

Питание

Из-за того, что нервные клетки имеют преимущественно жировой состав, в частности структуры миелиновой оболочки, обеспечивающие передачу нервных импульсов, организму требуется ежедневное употребление данного нутриента. Полезным для клеток мозга и восстановления миелина является употребление полезного жира, который не вызывает воспалительных реакций. Наибольшей пользой обладают омега 3 жирные кислоты. Употребление обезжиренных продуктов ведёт к разрушению структур, входящих в состав нервной системы.

Полностью требуется исключить лишь гидрогенезированный жир, который содержится в большом количестве в маргарине, а также продуктах, которые подвергаются промышленной обработке. Наибольшую пользу проявляют ненасыщенные жиры, которые поступают из яиц, сливочного масла и сыра. Кроме того, для восстановления нервных клеток следует употреблять:

  • Куркуму. Она увеличивает проявления нейропатических факторов, для того, чтобы осуществлять неврологические функции.
  • Чернику. Ее польза достигается за счёт содержащихся флавоноидов, стимулирующих процессы роста новых нейронов.
  • Зелёный чай. Данный продукт вызывает рост новых клеток в головном мозге.

Народные средства

Данные методы позволяют добиться расслабления, снятия усталости и уменьшения стрессовых воздействий, посредством улучшения качества сна. Среди них:

  • Употребление тёплого молока, смешанного с чайной ложкой мёда.
  • Смесь орехов, сухофруктов, мёда и лимона. Данные продукты содержат большое количество полезных жиров, необходимых миелиновой оболочке, кроме того, в них сосредоточен запах питательных веществ, что предотвращает развитие гипогликемии, вызывающей гибель или истощение клеток головного мозга.

В качестве растительных средств широкой популярностью пользуются:

  • Чаи с добавлением мяты, мелиссы, а также валерианы.
  • Ванны, изготовленные на основе отвара березового листа, а также хвои.
  • Настои с боярышником, валерианой, а также пустырником.

Именно соблюдение данных рекомендаций позволяет оценить восстанавливаются ли нервные клетки у женщин и мужчин.

Возраст и нервные клетки

На состояние нервных клеток влияет множество факторов. Пациентов беспокоит роль возраста в скорости гибели нервных клеток, а также восстанавливаются ли нервные клетки у человека в зависимости от возраста. Ученые сделали вывод, в результате проведённых исследований, что в зрелом и пожилом возрасте степень разрушения и повреждения нервных клеток несколько снижена, по сравнению с молодыми людьми. Во многом данных процесс объясняется снижением количества поступающей информации, а также отсутствием необходимости мозга ее воспринимать и анализировать. Пациенты не сталкиваются с ежедневными перенапряжениями и стрессовыми ситуациями. В результате количество нервных клеток, которые необходимы для того, чтобы реализовать полученную информацию сокращается.

Отличительной особенностью для лиц взрослого населения является более быстрая скорость передачи нервных импульсов. В результате данного фактора отмечается лучший характер межнейрональной связи.

Тем не менее, в пожилом возрасте происходит быстрый процесс старения и гибели нейронов при отсутствии необходимости в запоминании информации, а также необходимости обучения. Скорость гибели данного клеточного состава зависит от уровня физических и интеллектуальных нагрузок и необходимости общения в различных коллективах. Для того, чтобы решить вопрос о том, как помочь нервной системе восстановиться, требуется регулярно получать новую информацию и анализировать ее.

Аутоиммунные лейкоциты восстанавливают нервные клетки. Исследование израильских учёных

К 2006 году появилось много доказательств того, что нервные клетки всё-таки восстанавливаются. Но никто, кроме израильских учёных, прежде не задавался вопросом: а как мозг узнаёт, что пора начать процесс регенерации?

Озадачившись этим вопросом, исследователи перебрали все виды клеток, которые были обнаружены ранее в голове у людей. Успешным оказалось изучение одного из подвидов лейкоцитов – Т-лимфоцитов. Специалисты предположили, что эти аутоиммунные лейкоциты, в основе которых лежат реакции иммунитета, направленные против собственных органов или тканей, занимаются не разрушением, а восстановлением нервной ткани.

Учёные сделали предположение, исходя из факта, что при повреждениях нервной ткани аутоиммунные Т-лимфоциты помогают собственным лейкоцитам – резидентам мозга. Они вместе уничтожают вредные вещества, образующиеся в поврежденных участках.

Верна ли теория?

Чтобы проверить теорию, группа во главе с профессором Шварц, провела три серии экспериментов с мышами. Животных помещали в среду, стимулирующую их умственную и физическую активность. Для объективности результатов использовались три вида животных.

У здоровых мышей во время опытов начиналось усиленное формирование нервных клеток в гиппокампе – области головного мозга, отвечающей за память (это опять же доказывает верность исследований Гэйджа и Эриксона). Затем ученые повторили эксперимент, только с мышами, страдающими серьезной лейкопенией — дефицитом лейкоцитов (в том числе Т-лимфоцитов) в крови. У них в аналогичных условиях образовалось значительно меньше новых нервных клеток. Третий эксперимент провели на мышах, обладающих всеми важными лейкоцитами, за исключением T-лимфоцитов. И получили результат, идентичный второй части экспериментов.

Пониженное формирование нервных клеток подтвердило, что T-лимфоциты — существенные факторы нейрогенезиса. Причем способствовали формированию новых нейронов именно T-лимфоциты – аутоиммунные «убийцы клеток». Именно они отдавали первичную команду на восстановление нервных клеток. Для подтверждения своего вывода ученые ввели T-лимфоциты мышам с лейкопенией. И процесс формирования клеток мозга ускорился.

Что такое нервные клетки?

Много лет ученые предостерегали людей о том, что нервничать нельзя. Это пагубно и, что самое главное, необратимо сказывается на работе нейронов головного мозга. Итак, нервные клетки не восстанавливаются – миф или реальность? Чтобы вникнуть в этот вопрос, следует рассмотреть особенности этой системы человеческого организма. Нервные клетки – это нейроны. Они составляют нервную систему. В нашем организме их находится около 10 млрд. Причем все они между собой связаны.

Даже сегодня нервная система является одной из самых сложных и малоизученных частей организма. На сегодняшний день ученым удалось исследовать только 5% нейронов. Эти клетки покрыты снаружи миелиновой оболочкой. Это особый белок, который способен регенерироваться в течение жизни человека. Именно он стал причиной дискуссии «Нервные клетки не восстанавливаются – миф или реальность?». Исследования, проведенные учеными, подтвердили, что это вещество бесспорно способно к восстановлению.

Сегодня можно с уверенностью сказать: утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются – миф.

Взаимодействие между нервными клетками происходит по сети из нервов. Они передают информацию о внешних и внутренних условиях организма. Система выполняет несколько сложных функций.

И старость может быть в радость

На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Всемирном конгрессе психиатров известный немецкий нейробиолог профессор Геттингенского университета Гарольд Хютер заверил:

«Нервная ткань восстанавливается в любом возрасте. В 20 лет процесс идет интенсивно, а в 70 – медленно. Но идет».

Ученый привел в пример наблюдения канадских коллег за монахинями преклонного возраста. Специалисты наблюдали за женщинами 100 и более лет. Исследования их головного мозга на магнитно-резонансной томографии показали, что всё в порядке, и никаких проявлений старческого слабоумия нет.

По словам немецкого профессора, всё дело в образе жизни и мышлении этих женщин, которые постоянно чему-то учатся и учат. Монахини по своей натуре скромны и имеют устойчивые представления об устройстве мира. Они придерживаются активной жизненной позиции и молятся, рассчитывая изменить людей к лучшему. Впрочем, как утверждает Гарольд Хютер, таких результатов может добиться каждый, ухаживающий за собой, человек.

Итак, данные результаты исследований, которые свидетельствуют о том, что нервные клетки всё-таки восстанавливаются, помогают развеять не только народный миф. Они открывают новые пути лечения таких заболеваний нервной системы, как болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона.

Известно, что эти заболевания характеризуются тем, что нервные клетки либо погибают, либо теряют свою функцию. Недуг начинает прогрессировать, когда потеря нейронов достигает критического уровня. Возможно, с помощью научных открытий в области нейробиологии ученым удастся найти способы воздействия на нейрогенез. А значит, появится возможность помочь людям, мучающимся от «нервных» болезней, искусственно активировав производство новых нейронов в определенных областях мозга.

Измените мозг

Выводы ученых значительны для всех. Исследования показывают, что люди любого возраста могут изучать новые вещи, формировать новые привычки. То, чему мы учимся в жизни, кем себя окружаем, что и как решаем делать, как думаем, определяет, кто мы, какое у нас видение мира. Чем более человек открыт новым стимулам и знаниям, тем больше он развивает свой мозг.

Благодаря активному подходу можно устранить привычные, но невыгодные стереотипы. С помощью различных психологических методов можно заменить «истоптанные» пути в мозге новыми. Можно трансформировать тревожные мыслительные схемы в реалистичные, заменить отрицательное отношение к миру позитивным. Все зависит от восстановления мозга и от самого человека.

Жизнь и смерть нейронов

Наши нервные клетки действительно погибают, причем этот процесс происходит не только из-за внешнего воздействия, а заложен природой. В детстве мы имеем огромный запас нейронов, между которыми образуются хаотичные связи. В процессе обучения новому и отработки этих навыков нейронные связи сохраняются и укрепляются. А те клетки, которые не смогли соединиться в прочные связи, отмирают. Это называется синаптическим прунингом — от англ. «прореживание». Это необходимо для наибольшей эффективности образовавшихся связей и удаления ненужных — тех, что мы не используем.

Процесс образования новых нейронных связей — синапсов — позволяет мозгу быть пластичным. Благодаря ему мы можем осваивать новые навыки в течение всей жизни, повышать продуктивность мозга, просто тренируя когнитивные функции мозга. Но есть и обратная сторона медали — не получая полноценной нагрузки, связи разрушаются. Восстановить утраченные синаптические связи не получится, но есть хорошая новость — можно создать новые, причем в любой момент.

А как же все-таки стресс? Если потерять большое количество нейронов, получится ли создать новые связи из оставшихся? Рождение новых нервных клеток называется нейрогенезом. Максимальный его пик приходится на внутриутробное развитие человека, но никак не коррелирует с восстановлением нервных клеток у беременных. Нейрогенез начинается с деления стволовых нейронных клеток, которые потом перемещаются, и уже из них образуются нейроны. Производятся они в трех областях организма — гиппокампе, обонятельных луковицах и миндалине (здесь они накапливаются в период полового созревания). У мужчин и у женщин процесс нейрогенеза происходит одинаково, гендерные различия никак не влияют на скорость образования нервных клеток. А что влияет?

Решай! Играй! Запоминай!

Внимание – главная составляющая хорошей памяти

Чтобы сохранить хорошую память на долгие годы, необходимо регулярно играть в шахматы, карты, лото, разгадывать кроссворды и судоку. Словом, тренировать мозг напрямую. Твоя главная задача – развить внимания. Ведь именно оно — главная составляющая хорошей памяти.

Чтобы лучше запоминать, тебе необходимо вникнуть в суть предмета, представить его образно, используя простые ассоциации. Например, чтобы запомнить номер телефона, разложи его цифры на номера известных тебе квартир и дни рождания людей. В этом номере может быть зашифрован твой вес, возраст, длина волос и даже количество браков.

Гиппокамп и восстановление мозга

Согласно последним данным, человеческий мозг содержит около 85 млрд. нервных клеток (нейронов). Известно, что в течение жизни происходит постепенная потеря этих клеток (они начинают гибнуть около 30-летнего возраста).

Одно из первых исследований, вызвавших интерес к пластичности мозга среди непрофессионалов, провела Элеонор Магуайр из Университетского колледжа Лондона. Она обнаружила, что у лондонских таксистов гораздо более развитый гиппокамп, чем у водителей автобусов. Гиппокамп – это мозговая часть, ответственная, среди прочего, за восприятие пространства. Учитывая тот факт, что водители такси должны помнить много названий улиц, их размещение и связь, родилось предположение, что это изменение вызвано тренировкой в пространственной ориентации, которой водителям автобусов не хватает.

Проблема этого исследования заключается в том, что оно не отличает врожденную и приобретенную функцию. В этом контексте интересные результаты предоставили исследования скрипачей, установившие, что эти музыканты имеют гораздо большую поверхность моторической (двигательной) коры, относящейся к пальцам левой руки. Это соответствует тому, что при игре на скрипке каждый палец левой руки должен сделать самостоятельное движение. При этом на правой руке все пальцы работают совместно. Против возражения о возможности генетической предрасположенности выступает факт, что разница между организацией левого и правого полушария прямо пропорциональна возрасту, когда музыканты начали играть на скрипке.

Реорганизация коры головного мозга наблюдалась также у людей с врожденными зрительными или слуховыми дефектами. Согласно принципу «use it or loose it» (использовать или потерять), незадействованную кору головного мозга может использовать другая функция. Области, первоначально предназначенные для обработки зрительных или слуховых стимулов, лишаются их, а их пространство используется для других функций, например, тактильных. Реорганизация – это результат роста длинных отростков нейронов, аксонов. После травмы головы с поражением мозга нейронные соединения могут быть восстановлены или заменены новыми соединениями, которые компенсируют потерянную функцию другой частью мозга.

Один из величайших сюрпризов последнего времени – открытие того, что взрослый мозг может в некоторых областях создавать совершенно новые нейроны из стволовых клеток, а на этот процесс влияет человеческий опыт.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий